Продолжение, начало см. в журнале «ГДЕ УЧИТЬСЯ?» № 16/2010

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребёнка, посоветовать родителям обратиться к нам в центр, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребёнка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно - необоснованному.

 

— Каковы же ошибки, которые должны нас насторожить?

-Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют свои ошибки.

1.Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б — п; п — т; Е — 3;

ао; д — у и т.д. .

2.Ошибки, связанные с нарушениями произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребёнок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3.Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о — у, ё — ю; согласные р — л, й — ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4.Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописывание слов.

5.Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): «За зомомросла мамина» (За домом росла малина), антиципатии (предвосхищение, упреждение): «Дод небом лолубым» (Под небом голубым).

6.Большой процент ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольитъ (солить), въезёт (везёт).

7.Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Ещё раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

— Что может сделать учитель (родитель), обнаружив такие ошибки в тетради своего ученика (ребёнка), помимо того, что даст рекомендацию обратиться к вам, а не к логопеду? Ведь нужно решать проблему системно, выявляя причину, а не частями, работая со следствием, да ещё вслепую.

- Во-первых, при поступлении ребёнка в первый класс на первом же родительском собрании мы бы попросили родителей письменно ответить на некоторые вопросы. Причём сделать это желательно дома, хорошо обдумав свои ответы. Это поможет учителю лучше узнать ребёнка, постараться предугадать, где ученик может «споткнуться».

Конечно, анкетирование должно проводиться только добровольно, поэтому учитель должен не просто раздать анкеты, а объяснить важность своей просьбы.

Чтобы убедить родителей в необходимости пойти навстречу, мы к заранее отпечатанному сборнику вопросов обязательно прилагаем короткое обращение (помимо того, что на словах объясняем необходимость этой процедуры). В нём мы убеждаем родителей, что все вопросы задаём не из любопытства, а исключительно в интересах ребёнка, и обязательно уверяем их, что вся информация, которую они нам сообщат, будет строго конфиденциальна.

Как правило, родители в ответ на такое доверительное обращение делают шаг навстречу.

Среди множества вопросов необходимо задать и те, которые помогут сразу выделить детей с возможными будущими проблемами в овладении чтением и письмом. Вы можете спросить, когда ребёнок начал говорить, как развивалась его речь, были ли проблемы, занимался ли он с логопедом, как заучивает стихи, разговорчив или молчалив, как и где учился читать, какая рука ведущая. Обязательно выясните, есть ли по мнению родителей какие-то психологические особенности у ребёнка (застенчивость, вспыльчивость, обидчивость и т.п.). В международном центре «Мир грамотности» выдаются такие анкеты.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребёнку трудно следить за строчкой, взгляд скользит.

Учёные, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Проанализировав ответы на вопросы, вы можете взять на заметку детей, у которых могут быть трудности.

Но здесь надо сразу оговориться — ни в коем случае не делайте ранних выводов. Бывает, что дети с речевыми нарушениями могут учиться хорошо, тогда как другие, казалось бы, не имеющие никаких предпосылок, дают яркие проявления дислексии и дисграфии. Иными словами, - недопустимо навешивание на ребёнка «ярлыка». Наблюдать надо осторожно, не травмируя его.

К сожалению, на практике часто бывает так, что или логопед, или учитель, или родитель проявляют ненужные амбиции, не стремятся к взаимодействию, сотрудничеству. Необходимо сразу уяснить: главное — это помощь ребёнку.

На всём протяжении специальных занятий ему необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома ребёнок должен почувствовать хоть маленький, но успех.

При первичной предварительной консультации и тестировании в Международном центре «Мир грамотности» проводится комплексное медико-психолого-дефектолого- педагогическое обследование ученика (в том числе и аппаратное), а при необходимости - и родителей. Выявляется причина неуспеха в школе, вузе или сложности в общении и причины нежелания учиться.

Вырабатывается стратегия качественного и быстрого выхода из кризисной ситуации.

Звоните в «Мир грамотности»,

тел.: +7-499-409-42-45, +7-985-922-98-43

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.